Посетителям // Виртуальная выставка "Между боями"/ День рождения картины
А.П. Ткачёв, С.П. Ткачёв. Между боями (первый вариант)
Шестьдесят пять лет назад, в 1957 году, художники братья Ткачёвы приступили к написанию одной из самых значимых совместных картин – «Между боями».
Картина не столько исторического плана, сколько повествование о родной среде, человеческих общениях, связях поколений и о своём мысленном присутствии в дне вчерашнем. Это масштабное живописное произведение в какой-то мере является и судьбой самих художников, прошедших через испытания, выпавшие на долю нашего народа в разные периоды ХХ века.
Первоначальный вариант этого произведения находится в постоянной экспозиции музея Братьев Ткачёвых.
А.П. Ткачев, С.П. Ткачев Между боями (первый вариант) 1957-1959. Холст, масло. 129,5 х 176
«Оглядываясь в прошлое, думаем, что создание произведения было не случайным. – говорят Ткачёвы. – Тему из событий Октябрьской революции дал нам отец. Его рассказы подчас были наивны, но настолько впечатляющи, что ни в одной книге такого не вычитаешь». Отец рассказывал художникам, как, будучи заведующим социалистическим клубом, вместе со своими товарищами занимался приобщением народа к культуре. Явление это было типичным для новой эпохи – в молодой Советской республике повсеместно шла культурная революция.
С.П. Ткачёв. Этюд к картине «Между боями» (писан с отца П.А. Ткачёва) 1956. Картон, масло
Рассказы отца о событиях первых лет революции на Брянщине удивительно совпадали с воспоминаниями учительницы-пенсионерки Антонины Алексеевны Васильевой, когда-то много лет работавшей в маленькой школе села Подол Вышневолоцкого уезда. Она рассказывала художникам о том, как в 1918 году, когда молодая республика Советов была окружена кольцом врагов, а в стране царил голод, разруха, болезни, её восемнадцатилетнюю девушку после краткосрочных курсов Питерский Совет послал в российскую глубинку обучать тверских мужиков грамоте. По существу, своими рассказами о том времени, о трудностях и о своей жизни, она помогла художникам определиться с ключевой фигурой картины, стала прообразом главного персонажа – учительницы. К тому времени художниками было написано немало этюдов с женской натуры, но перед глазами была молоденькая, отчаянная девушка, тот тип русской интеллигентки, интуитивно чувствующей родство со своим народом.
С.П. Ткачёв. Учительница /Аня Комиссарова/. Этюд к картине «Между боями» 1959. Картон, масло
«Когда мы начали писать картину, - рассказывают художники, - то место на полотне, где должна быть учительница, оставили лишь в подмалёвке. Нам было ясно, что она должна быть главным центром – и композиционным и смысловым. Глубиной и силой своего образа учительнице надлежало «держать» всю картину. И только после того, как были написаны все красноармейцы, мы приступили к портрету главного действующего лица».
С.П. Ткачёв. Учительница. Этюд к картине «Между боями» (писан с Ларисы Кугач) 1959. Холст, масло
Нелёгок был путь к окончательному решению полотна, картина «Между боями» имеет несколько вариантов, которые находятся в различных музеях страны.
|