ГБУК «Брянский областной художественный музейно-выставочный центр»
филиал

Посетителям //
Виртуальная выставка "В годы коллективизации"/ День рождения картины

А.П. Ткачёв, С.П. Ткачёв. «В годы коллективизации»

Живописному произведению художников Братьев Ткачёвых «В годы коллективизации» в 2022 году исполняется 50 лет.

А.П. Ткачёв, С.П. Ткачёв. В годы коллективизации. 1972. Холст, масло

О возникновении замысла картины художники Братья Ткачёвы рассказывают так: «Коллективизация – это событие, близкое нам. Помним, как приходил к отцу муж сестры нашей матушки дядя Федя и они долго беседовали о том, что дед идти в колхоз не соглашается, баба воет от мысли, как худо им придется с маленькими детьми, лошадь отдавать жалко и прочее. Хорошо запомнили дядю Федю – невысокого крестьянина в белой рубахе, с кнутом за голенищем. Он понимал, что путь у них один – в колхоз. А вот жена с малыми ребятишками и особенно дед и слушать о колхозе не хотели. Так возникал семейный конфликт. И было это почти в каждом доме. Немало осталось в памяти рассказов многочисленной деревенской родни, отца, матери. Возникали картины давно ушедшего прошлого. А то, что было забыто, дорисовывало воображение, да и свой жизненный опыт. Главным для нас было почувствовать дух времени».

Первоначальная задумка была в том, что действие – запись в колхоз – проходит в помещении сельсовета, в деревенской избе: «Первой мыслью было показать всё происходящее в помещении, в тесной, скупой композиции – всего три-четыре фигуры. Однако можно ли таким образом передать это грандиозное событие? Наверное, нет. Нас потянуло на улицу, там вольготнее, шире. Ведь деревенский пейзаж – и небо, и серые брёвна, и дома, и зелень деревьев – должен играть роль. А как же не показать тут лошадь?  В деревне в те времена без лошади ни шагу. Она ведь заменяла и трактор, и машину».

А.П. Ткачёв, С.П. Ткачёв. Эскиз к картине «В колхоз»
1967. Бумага, гуашь, уголь, карандаш

Создали эскиз, где уже была намечена значительная часть замысла в развитии сюжета. Большая толпа крестьян на деревенской улице окружила стол с красной скатертью. Люди оживлены: идёт запись в колхоз. На заднем плане красный транспарант. Убедительно наметили и деревенский пейзаж с лошадью, которую привёл в колхоз крестьянин (в левой части композиции). Хорошо передали колорит весеннего серого дня. При всех положительных качествах этот эскиз, по мнению художников, иллюстративен, и хотя действия он раскрывает широко, но ему не хватало образного лаконизма и остроты.

Очень долго раздумывали Ткачёвы над поиском композиции, было создано много эскизов и этюдов. Художники стремились показать, что возникновение колхозов явилось переломом вековых устоев крестьянской жизни. Коллективизация не всегда происходила просто и спокойно, порой это решение вступить в колхоз возникало в муках и сомнениях. Художники, после долгих поисков и вариантов, пришли к выводу раскрывать эту тему через показ одной семьи.

А.П. Ткачёв, С.П. Ткачёв. Эскиз к картине «В колхоз»
1969. Бумага, гуашь, уголь

После долгих поисков композиции, вычленив всё второстепенное и сосредоточившись на отдельных персонажах, художники пришли к лаконичному композиционному решению сюжета картины: на переднем плане три персонажа: дед, молодой мужик, его жена с ребёнком, да ещё лошадь – богатство семьи. В левой части живописной работы, почти спиной к зрителю, художники расположили деда, чем-то отдалённо напоминающего их  деда Афанасия («деда – жезлу», так его называли в его родной деревне Молотино Брянского уезда). Художники Братья Ткачёвы передают во всём виде этого человека не только его раздумья и сомнения, но и внутренний протест ко всему  происходящему, он не сторонник начавшейся в деревне коллективизации. Взгляд молодого крестьянина, изображённого спиной к зрителю, устремлён в открытые ворота, где на дальнем плане видна массовая сцена записи в колхоз. Он уже решил пойти в колхоз, это дело для него ясное, он как будто присел лишь на минутку. Все персонажи прописаны авторами детально точно и незримо взаимосвязаны между собой, а центральной фигурой картины по замыслу художников стала женщина с ребёнком. Братья Ткачёвы смогли создать прекрасный образ крестьянской женщины, передав трудную внутреннюю борьбу её чувств. Она не смотрит ни на мужа, ни на старика, её взгляд устремлён мимо них, куда-то в одну точку. Она крепко прижимает к себе ребёнка, как бы стремясь защитить его от тех перемен, которые происходят в их жизни. Художники с большой симпатией относятся к героине своей картины, их отношение проникнуто глубоким сочувствием и любовью. Фигура молодой крестьянки выделена ярко-красным цветом платья. Красный цвет очень характерен для русской народной одежды.

Картина «В годы коллективизации» получилась правдивым отражением социальной темы, это жанровое произведение, раскрывающее большие социальные изменения в деревенской жизни.

Новости

11/10/2022

Бесплатные посещения музея для военнослужащих, мобилизованных граждан и членов их семей с 07 октября 2022 г.

28/03/2024

Объявляет набор детей 6-7 лет на 1 год посещения.

11/11/2021

Программа популяризации культурных мероприятий среди молодежи

10/03/2024

выставка живописных произведений А.П. Ткачёва и С.П. Ткачёва работает с 12 марта 2024 г.

11/02/2024

выставка фотографий работает с 17 февраля по 30 марта 2024 г. ч.

06/02/2024

Выставка живописных и графических работ А.П. Ткачёва и С.П. Ткачёва работает с 06 февраля 2024 г.

26/11/2023

Выставка графических работ А.П. Ткачёва и С.П. Ткачёва "Институт имени В.И. Сурикова. Нашим учителям с благодарностью" работает с 28 ноября 2023 г.