ГБУК «Брянский областной художественный музейно-выставочный центр»
филиал

Посетителям //
Виртуальная выставка 7

Этюдный и эскизный материал

к картине А.П. Ткачёва, С.П. Ткачёва

«Май 1945 года (первоначальный вариант)»

В своих произведениях Народные художники СССР Алексей Петрович и Сергей Петрович Ткачёвы часто обращаются к историческим темам. События начала 20 века, становление послереволюционного государства, жизнь деревни во время коллективизации и грозный период Великой Отечественной войны нашли отражение в картинах художников братьев Ткачёвых. Военная тема занимает значительное место в их творчестве, и это неслучайно: старший из них, Сергей Петрович, рядовым прошёл всю Великую Отечественную, награждён орденами «Отечественной войны II степени», «За заслуги перед Отечеством» III и IV степеней, медалями «За отвагу», «За боевые заслуги», «За победу над Германией»; младший – Алексей Петрович, как труженик тыла, награждён медалью «За трудовое отличие» и орденом «За заслуги перед Отечеством» III и IV степеней.

Теме победителей, героев войны посвящена картина «Май 1945 года». Она написана спустя 35 лет после окончания Великой Отечественной войны и воссоздаёт атмосферу памятного мая Победы 1945 года.

В картине художники раскрывают момент встречи солдата, вернувшегося домой без руки. Действие развернулось на фоне цветущего яблоневого сада, залитого весенним солнцем. Контраст благоухающей природы и молодого сильного мужчины, но уже инвалида, усиливает эмоциональное воздействие на зрителя.

 

А.П. Ткачёв, С.П. Ткачёв. Май 1945 г. (первоначальный вариант). 1980. Холст на оргалите, масло

Первоначальный вариант этой картины был написан на «малой родине» художников. С середины 70-х годов братья Ткачёвы часто приезжают на Брянщину, бывают в гостях у Владимира Даниловича Гамолина, поэта, директора и основателя Дома-музея Ф.И. Тютчева в селе Овстуг. В чуланчике его дома хранились этюдники, краски, холсты, картонки – всё, что было нужно для работы.

Во время пребывания художников на Брянщине Владимир Данилович, по признанию Ткачёвых, опекал и помогал им в работе. Частенько находил подходящую натуру, а иногда наталкивал на интересные сюжеты. Натурщиками для этюдов к будущей картине выступали земляки, друзья, родные и близкие художников, а фоном и местом действия картины «Май 1945 года» стал цветущий «гамолинский» сад.

С.П. Ткачёв. Лена Ткачёва. Этюд к картине «Май сорок пятого». 1980. Картон, масло.

 

С.П. Ткачёв. Этюд к картине «Май сорок пятого» (Ю. Махотин). 1981.  Картон, масло.

 

С.П. Ткачёв. Этюд к картине «Май сорок пятого» (Ира Гамолина). 1981. Картон, масло.

Созданию картины предшествовала огромная подготовительная работа, было создано большое количество этюдов и эскизов. Работая над композиционным решением полотна, художники пробуют разные варианты, особое внимание, уделяя точности деталей изображаемого.

А.П. Ткачёв, С.П. Ткачёв. Эскиз к картине «Май 1945 г.» 1968. Бумага, карандаш, гуашь.

А.П. Ткачёв, С.П. Ткачёв. Эскиз к картине «Май 1945 г.». 1968. Бумага, карандаш, гуашь.

Прототипом героя этого полотна стал друг братьев Ткачёвых Сергей Кондратьевич Драгомиров. До войны простой крестьянин, на фронте – разведчик-герой. С большим уважением вспоминают художники своего друга и натурщика: «Хочется добрым словом вспомнить нашего друга Сергея Кондратьевича Драгомирова. Простого крестьянина, но, судя по всему, отменного воина (взял в плен немецкого генерала). Он потерял на войне руку, но стал известным печником на всю округу. Как задымятся баньки на берегу Мсты – всегда вспоминается Кондратьевич и его работа…»

И таких людей, как он в те годы было немало. В трудные годы суровой войны, сдюжившие и выстоявшие, и в мирное время они нашли своё призвание.

С.П. Ткачёв. Этюд к картине «Май сорок пятого». 1980. Картон, масло.

Художники изобразили событие, в общем-то обыденное для того времени, но по-своему радостное для каждой семьи, которой посчастливи­лось дождаться возвращение сына, мужа, отца домой с войны.

Кар­тина пронизана робкой радостью долгожданной встречи. Члены семьи: мать, жена, дочь, да и сам солдат, как бы охвачены некоторой неловкостью – они так давно не виделись, позади четыре трудных года ожиданий, веры, надежд и тревог, а впереди долгая счастливая жизнь.  

Новости

11/05/2020

Информация для участников IV Международное триеннале детского изобразительного творчества им. А.П. и С.П. Ткачёвых

27/03/2020

Музей закрыт с 28 марта до 31 мая 2020 г.

18/03/2020

С 17 марта 2020 года музей временно приостанавливает приём посетителей.

27/03/2020

Изменения в режиме работы детской художественной студии

27/03/2020

Информация для поступающих

17/05/2020

Открытка "Радость Победы"

17/05/2020

А.П. Ткачёв, С.П. Ткачёв. Память народная

17/05/2020

А.П. Ткачёв, С.П. Ткачёв. Этюдный материал к триптиху "Семья Пакетовых"

28/04/2020

Этюдный и эскизный материал к картине А.П. Ткачёва и С.П. Ткачёва "Май 1945 года (первоначальный вариант)"

28/04/2020

"Дети рисуют войну и Победу"

21/03/2020

Этюдный и эскизный материал к картине А.П. Ткачёва, С.П. Ткачёва «В партизанском крае»

21/03/2020

Этюдный и эскизный материал к картине А.П. Ткачёва, С.П. Ткачёва «Прости – прощай, родимый дом»

20/03/2020

А.П. Ткачёв, С.П. Ткачёв.Этюдный и эскизный материал к картине «Матери»

20/03/2020

Эскизный материал А.П. и С.П. Ткачёвых к картине «Хлеб Республики»

21/03/2020

Этюдный и эскизный материал к триптиху А.П. Ткачёва и С.П. Ткачёва "Рыбаки Каспия"

05/02/2020

IV Международное триеннале детского изобразительного творчества им. А.П. и С.П. Ткачёвых