Посетителям // Виртуальная выставка "Матери"
А.П. Ткачёв, С.П. Ткачёв Этюдный и эскизный материал к картине «Матери»
Одним из наиболее значительных полотен, раскрывающих тему материнства в творчестве Алексея Петровича и Сергея Петровича Ткачёвых, является картина «Матери» (1961).
Произведение находится в фондах Государственной Третьяковской картинной галереи и занимает достойное место среди выдающихся полотен советского изобразительного искусства. Музей братьев Ткачёвых обладает уникальным этюдным и эскизным материалом к данному полотну.
«Непосредственным толчком к созданию картины «Матери», - рассказывают художники, - послужила смерть матери и рождение дочери у Алексея Петровича. Вот она жизнь: один уходит, другой нарождается. Было начато пять картин на эту тему, но мы их безжалостно закрашивали, пока не нашли то, чего хотели. Полотно написали ровно за два месяца. Так быстро никогда не работали».
А.П. Ткачёв. Рисунок к картине «Матери». Бум., карандаш .1959.
А.П. Ткачёв. Рисунок к картине «Матери». Бум., карандаш. 1960.
«…Этюдный материал богатый был – почти всех женщин в округе переписали – и молодых, и пожилых».
Ткачёвым много раз пришлось переписывать холст, прежде чем они нашли необходимое образное решение.
А.П. и С.П. Ткачёвы. Эскиз к картине «Матери». Бумага, гуашь.1958-59 г.г.
Судя по эскизу к картине, сначала предполагалось изобразить сидящих матерей на фоне строящегося дома.
А.П. Ткачёв. Эскиз к картине «Матери». Бум., карандаш. 1960.
С.П. Ткачёв. Эскиз к картине «Матери». Бум., карандаш. 1960.
А.П. и С.П. Ткачёвы. Эскиз к картине «Матери». Бумага, гуашь.
С.П. Ткачёв. Эскиз к картине «Матери». Картон, масло. 1960.
Но в таком варианте сюжет прочитывается слишком назидательно, да и пластически подобное решение не удовлетворяло авторов (брёвна нового дома, хотя и находились на заднем плане, воспринимались слишком активно и отвлекали внимание от главного).
С.П. Ткачёв. Эскиз к картине «Матери». Картон, масло. 1959.
В результате дальнейших поисков художники, наконец, пришли к окончательному эскизу. В нем уже ничего лишнего, все внимание сосредоточено на героях картины. Художники наделили своих героев индивидуальной неповторимостью характеров.
А.П. Ткачёв. Этюд фигур к картине «Матери». Картон, масло. 1960.
Главным персонажем картины является старушка. Ткачёвы акцентируют на ней внимание, выделяя её маленькую, сгорбленную фигурку самым активным цветом тёмно-синего платья и чёрного платка. В этом тёмном обрамлении подчёркнуто ясно воспринимается доброе старческое, бледно-жёлтое с мелкими морщинками лицо и сложенные на коленях руки.
А.П. Ткачёв. Этюд для картины «Матери». Картон, масло.1960.
А рядом резким контрастом изображена в белом платье и косынке молодая женщина, ожидающая ребёнка. Розовое лицо и тонкие длинные руки показаны на фоне белого платья с прозрачными зеленовато-голубыми рефлексами. Чувство ожидания раскрывается художниками в выражении лица, в спокойной позе всей фигуры и словно готовых к активной работе, но пока безмятежно отдыхающих на коленях руках.
Далее привлекает к себе женщина, бережно держащая грудного ребёнка. Её загорелое обветренное лицо говорит о том, что большую часть времени она проводит в поле, а сильные руки и жилистые босые ноги свидетельствуют о том, что ей хорошо знаком нелёгкий труд.
А.П. Ткачёв. Этюд В.П. Пакетовой к «Матерям». Картон, масло. 1960.
Впервые картина "Матери" экспонировалась на Всесоюзной художественной выставке в Манеже (г. Москва) в 1961 г., а через год вошла в постоянную экспозицию Третьяковской галареи.
"Нам хотелось, чтобы по выражению лиц, изработанным, натруженным рукам зритель почувствовал нелёгкую судьбу русской женщины-матери. Но вместе с тем хотелось по всему общему настроению картины, её колориту показать какую-то умиротворённость и святость людей - продолжателей рода человеческого".
|